Русский театр драмы встречает весну премьерой. 31 марта 2017 года зрителям представят спектакль «Поле» по произведению Чингиза Айтматова «Материнское поле».
Постановка спектаклей по бессмертным произведениям классика, имя которого носит русский театр, становится доброй традицией. Прошлый театральный сезон начался с премьеры спектакля «Манкурт» по роману «И дольше века длится день», ставшей настоящим событием театрального Кыргызстана. Режиссёр из Таджикистана Барзу Абдуразаков мастерски погрузил зрителей в мрачный мир людей, не помнящих родства, осветив его сиянием айтматовского слога.
Московский режиссёр Евгения Акс взяла на себя не менее сложную задачу: воплотить на сцене вечные, как сама земная твердь, истины, которые Чингиз Торекулович, применив необъяснимую магию своего таланта, уместил в небольшую повесть о жизни простого кыргызского села. Больше того, Евгения решила сделать это необычным и новым для драматического театра способом – «языком пластики».
Евгения Акс, режиссёр-постановщик спектакля: «Я здесь родилась, и Чингиз Айтматов – это та частичка Родины, которая даже там, в Москве, всегда возвращает тебя к истокам, корням. К нашим горам, традициям, этнике. «Материнское поле» я выбрала, потому что, на мой взгляд, это произведение написано «пластическим» языком. Это сложно объяснить, но, когда я его читаю, вижу то, какие сравнения автор приводит, какие цвета описывает, какими предметами манипулирует в повествовании. Это всё выливается во всеобъемлющую пластику повести.
Думаю, что Чингиз Айтматов больше говорил о материнстве, я всё-таки говорю больше о человечестве. То есть, его мысль о том, что мы все люди и управляем тем, что происходит в жизни, для меня основополагающая».
Репетиции похожи на ритуальное действо. Актёры синхронно выполняют различные движения. Периодически звучат отдельные реплики. Эффект усиливается видеографическим фоном и необычной музыкой. Цельное восприятие происходящего приходит постепенно. Вначале зарождается на уровне ощущений, а затем вспыхивает в сознании ярким пониманием сути. Возможно, этого эффекта и добиваются авторы спектакля.
Мария Попова, хореограф-постановщик спектакля: «Нам было интересно попробовать использовать какой-то новый, непривычный для зрителей язык. Чтобы какую-то новую, свежую струйку внести в театральную жизнь. Мы занимаемся поиском способов, чтобы передать смысл повести без использования слов. Жанр спектакля мы назвали «графическая сюита», потому что сюита сочетает в себе множество отрывков, каждый из которых обладает своей стилистической особенностью, но вместе они составляют единое целое. А графической мы назвали её, потому что мы используем пластический язык, который похож на своеобразное живописание. Актёры своей пластикой рисуют в пространстве картины, которые рассказывают о происходящем».
В спектакле участвуют 30 актёров. Разного возраста, национальности, профессионального уровня. Все они постоянно взаимодействуют в мизансценах. Заметно, что им нелегко освоить незнакомый формат постановки, и тем ярче команда выражает радость, когда удаётся выполнить задачу режиссёра.
Премьера состоится в большом зале театра, который тоже изменился по воле режиссёра. Действие будет происходить на сцене, между рядами кресел, а главное – в душах людей. Возможно, не все смогут воспринять непривычный формат спектакля, но большой победой режиссёра будет даже то, если зрителям просто захочется перечитать «Материнское поле». Воистину сакральное произведение для всех, кто чтит память о великой войне и великой победе, любит свою семью, свой народ, свою землю.
Источник: mp.kg