Злодей всё же успел достать пистолет. Раздался выстрел. Герой, охнув, упал на пол. «Только не это! Ведь она его любит!» - думаем мы, ёрзая в креслах, в ходе трагической сцены, на мгновение поверив в смерть полюбившегося персонажа. Конечно, в первую очередь зрителей убедила игра актёров. Но пистолет ведь тоже был как настоящий! Мы решили узнать, кто снабжает актёров театра оружием и всем необходимым для спектаклей.
Ольга Владимировна Сатина возглавляет цех реквизита русского театра почти десять лет. Артисты её уважают и побаиваются. С точки зрения психологии, это вполне объяснимо.Она как строгая мама учит их «не разбрасывать игрушки».
- Ольга Владимировна, мы общались с многими сотрудниками театра, почти все оказались здесь, потому что всегда мечтали о театре. Вас тоже в этот храм привела мечта?
- Скорее «перестройка». Я, конечно, интересовалась театром. Часто и с удовольствием смотрели спектакли с супругом. Даже с артистами были знакомы. Но работа проектировщика внутреннего санитарно-технического устройства зданий на крупном заводе меня вполне устраивала. Так что сюда меня привёл случай. Счастливый или не очень, до сих пор спорный вопрос.
- То есть вы не берегли в детстве игрушки?
- Берегла. Всегда была «отличницей». Порядок любила и люблю. Но работать в окружении «игрушек» никогда не мечтала. И в театре начинала с должности костюмера. Потом предложили вакансию начальника реквизиторского цеха. Образование помогло.
- У вас специальное образование для этой должности?
- Нет, но по правилам здесь должен работать человек с образованием, желательно техническим. Это работа подразумевает постоянное общение с актёрами, сотрудниками смежных цехов. Документации очень много. По приходу, выдаче, хранению. Опять же для каждого спектакля отдельный список реквизита. А когда я заняла эту должность, здесь было 60 спектаклей.
- На какой стадии работы над спектаклем подключается ваш цех?
- С первой репетиции и до самого списания спектакля. Режиссёр обдумывает сцены, помощник режиссёра даёт нам списки необходимого реквизита, мы ищем. У нас большой набор реквизита с разных спектаклей на складах. Если режиссёру нравится имеющийся реквизит, он работает. Если есть особые пожелания у него или художника, реквизит готовят отдельно.
- Наизусть спектакли знаете, наверное?
- Почти все. Мы знакомимся с пьесой, смотрим репетиции. Порой подсказываем режиссёру, какой реквизит можно применить. Я почти всё, что на складе есть, помню.
- А не устаёте одно и то же смотреть?
- Нет. Даже любимые спектакли есть. Помню до сих пор спектакль «Чужой ребёнок», там танцевал Василий Ползунов, ныне покойный, к несчастью. Так мы на каждую репетицию сбегались, чтобы поглядеть на его танцевальный номер. Сейчас вот вышли замечательные спектакли «Поле», «Демон». Последний, к стати, очень тяжёлый по реквизиту, но нам в радость было работать над ним. Бывают спектакли очень тяжёлые, но если он действительно большой и красивый, то работаем с особым чувством. Мы же с самой первой репетиции с актёрами переживаем за них. Интересно же посмотреть, что получилось в результате.
- А в чём ваша работа заключается?
- Мы составляем точный список реквизита для каждого актёра, для каждой сцены. Всё должно лежать в определённых местах в определённое время. Мы же отвечаем за «спецэффекты». Бросаем с пролётов над сценой «снег», фотографии, листья и прочее. Порой реквизит должен упасть актёру точно в руку или под ноги. В таких случаях приходится тренироваться. Репетировать вместе с актёрами.
- А забавные случаи бывают?
- А как без этого. Со съедобным реквизитом порой настоящие чудеса случаются. Я его из кабинета в последний момент выношу. Предшественница научила. Она однажды выносила для артистки на подносе настоящую жареную курицу. Дальше по сценарию было затемнение, после которого актриса брала поднос и шла на сцену. Они приготовились, а после затемнения курица таинственно исчезла. Все были в шоке. Виновных так и не нашли...
- А как в идеале должен актёр относиться к реквизиту?
- Это очень тонкая грань. Во время спектакля есть моменты, когда невозможно думать о реквизите. Актёр в образе может как-то необычно его обыграть или придумать что-то новое. Может бросить на пол или сломать. Но до и после спектакля мы ждём бережного отношения. Настоящие мэтры относятся к реквизиту бережно. Всегда до спектакля приходят его проверить. Это черта истинного профессионала. Реквизит не игрушка, а инструмент актёра. И он как музыкант должен относиться к нему соответственно. Хочу персонально отметить отношение к реквизиту нашего молодого актёра Дмитрия Бондаренко. Свой реквизит всегда проверяет перед спектаклем и аккуратно сдаёт после окончания. Это уважение не только к нам, но и к профессии.
- Судя по спектаклям, в вашем арсенале есть настоящие шедевры?
- Да. И большинство из них произведения Анатолия Васильевича Богайчука, человека с золотыми руками. Сейчас он на пенсии. Во многих спектаклях используют реквизит, сделанный им. Особенно в сказках. Я с ним не знала проблем. Всегда всё было сделано в срок.
- Может, стоит музей создать?
- Руководство планирует. Мы готовы. На складе много вещей со списанных спектаклей. Думаю, людям было бы интересно. Особенно в ансамбле с костюмами, фото и прочими атрибутами. Зрителям, кстати, мы очень благодарны. Многие дарят театру раритетные вещи, которые передают атмосферу различных эпох. У нас, например, есть настоящий патефон. Если в спектакле он задействован, атмосфера другая. Бутафория так не сработает. Так что, если есть интересные вещи, которые пылятся в шкафах, приносите! Пусть искусству послужат.
Автор: Станислав Касьянов
Источник: mp.kg